Само слово «Адаптация» происходит от латинского adapto — «приспособляю», поэтому цель – именно приспособление нового сотрудника к новым условиям. Сейчас данный термин все чаще заменяют новым и модным «онбординг» (что примерно обозначает «На борту»), но адаптация – это более широкое и емкое понятие, в то время как онбординг – это больше про встраивание новичка в имеющуюся команду.
Но мое мнение – онбординг, адаптация, привыкание – как не назвать, суть остается одной – в интересах компании максимально быстро и качественно встроить новый важный пазл в лице новичка в общую картину.
Почему работающий бизнес-процесс Адаптации – это главный инструмент, формирующий ваш HR бренд?
- Здравствуйте! – протягивает мой новый коллектив окидывает меня оценивающим взглядом и переглядывается – Вы знаете, мы даже не будем запоминать как Вас зовут…
- Почему? – я стараюсь держать позитивный настрой и предполагаю, что это такой тест новичка на стрессоустойчивость.
- Потому что Вы у нас седьмой руководитель за полгода, мы уже путаемся! – громко чеканит видимо самая смелая.
Отличное начало, думаю я и предлагаю альтернативу:
– Меня зовут Анна, можете начать запоминать мое имя через пару месяцев, а сейчас я хочу узнать всё о своих предшественниках и ваших версиях причин их увольнения!
В наступивший период, когда на рынке труда правят кандидаты, а не вакансии, и в отсутствие релевантных откликов и откровенного дефицита специалистов, особое значение приобретает HR бренд компании. Вакансий много, зарплаты растут, а инструменты хантинга лучших становятся все более ухищренными.
Поможем найти топ-менеджеров, it-специалистов, узкопрофильных и уникальных специалистов.
ЗАЯВКАКогда у кандидата есть выбор, то этот выбор уже не ограничивается большей зарплатой и прозрачной бонусной системой. В наше время, когда любая стабильность (хотя бы, работодателя) уже воспринимается как островок надежности, кандидат оценивает вакансию и потенциального работодателя в комплексе с:
Я всегда говорю, что HR – это про продажи. И не только на стадии подбора персонала – хороший рекрутер может виртуозно продать абсолютно любую вакансию, руководителя и компанию. Но продать – это только полдела, важно чтобы набранный (и воодушевленный рассказанным) персонал остался и долго и счастливо работал, сохраняя нервную систему и HR отдела и руководства компании. Но удержание персонала и начинается, и заканчивается адаптацией персонала.
В то же время, независимо от того прописана программа адаптации в компании или существует только понятийно, она должна содержать обязательные этапы и мероприятия, которые можно условно поделить на три больших блока:
Отдельным этапом стоит подготовка и подписание компанией и новым работником плана работ на испытательный срок. От того насколько качественно будет составлен этот план и насколько подробно составлены задачи и описан ожидаемый результат будет зависеть и результат прохождения или не прохождения испытательного срока.
Профессиональная адаптация – зона ответственности непосредственного руководителя новичка. Также как составление и контроль выполнения плана задач на испытательный срок.
Какое значение имеет знание регламентов или того как зовут коллег и руководство если человеку некомфортно находится на работе или если они с новым руководителем имеют разный глоссарий и говорят на разных языках?
Контроль этого вида адаптации почти всегда ответственность и HR, и руководителя, и коллектива, которые в определенный момент должны подать сигнал тревоги и предупредить выгорание или понять, что новому сотруднику что-то нравится / не нравится. И здесь возможна оперативная корректировка действий участников процесса.
В то же время, адаптация персонала – это непрерывный процесс обеспечения сотрудников необходимыми знаниями, навыками и ресурсами для успешной акклиматизации к изменяющимся условиям внутри и вне компании. Поэтому мое мнение, что тремя месяцами она не ограничивается. Она идет непрерывно, но, несомненно, первые три месяца - самые важные.
Каждый сотрудник уникален, поэтому важно «осуществить» подход к адаптации в соответствии с его потребностями и особенностями. Это можно учесть при разработке плана работ на испытательный срок и включить в него, например, предоставление персонализированных обучающих программ или наставничество.
Найдем сотрудника в срок до 3х дней
ЗАЯВКАЕсть у меня одно интересное практическое наблюдение – компании которые вкладываются в разработку и поддержание работающих процессов адаптации персонала имеют небольшое количество негативных отзывов и крепкий HR бренд. Потому что адекватно и человечно подходят к управлению персоналом и понимают реальную стоимость его подбора. Как правило, слово «репутация» есть среди их ценностей.
Если в вашей компании уже есть действующие бизнес-процессы адаптации персонала, а вы все еще читаете эту статью, то я рекомендую провести полноценный аудит этих процессов.
С чего начать аудит системы адаптации в компании? Как понять, насколько эффективны и работают ли вообще существующие процессы, регламенты и инструкции?
Для того чтобы сделать качественный аудит необходимы:
Шаг 1: Подготовительная работа.
Определите цели будущего аудита системы онбординга, задайте вопрос: для чего вам это нужно? Для улучшения бизнес-процесса? Для повышения эффективности? Для проверки соблюдения законодательства? и т.д.
Далее сформируйте аудиторскую команду, включите в нее подразделение HR, IT и юристов.
Вариант 2 – пригласите консалтинговую компанию. Соберите документы: регламенты, политики и процедуры, материалы welcome тренинга, соглашение о конфиденциальности, обучающие материалы и т.д.
Шаг 2: Анализ текущего состояния.
Проведите интервью с сотрудниками, ответственными за адаптацию, для понимания текущих процессов и проблем. Оцените эффективность существующих систем и инструменты, используемые для онбординга (CRM, HRIS, внутренние корпоративные порталы и т.д.). Проанализируйте документацию на предмет соблюдения законодательства и корпоративных стандартов.
Важный момент: как правило, помимо HR подразделения никто больше политики, регламенты и процедуры не читал. Поэтому важно выяснить степень осведомлённости сотрудников о существовании таких процедур и регламентов.
Шаг 3: Определите зоны потенциальных улучшений.
Проведенное интервью с участниками процесса адаптации поможет вам идентифицировать проблемные области в текущем процессе онбординга. Предложите варианты улучшений: автоматизация процессов, актуализация сведений, улучшение обучения новых сотрудников, оптимизация работы с документацией и т.д. Разработайте и зафиксируйте рекомендации по улучшению текущей системы онбординга.
Шаг 4: Спланируйте изменения (улучшения).
Разработайте план внедрения предложенных изменений, определив их приоритеты и сроки. Согласуйте план с заинтересованными сторонами и выделите необходимые ресурсы (люди, время, бюджет).
Шаг 5: Внедрение улучшений.
Реализуйте предложенные изменения в системе онбординга. Обеспечьте обучение сотрудников по новым процессам и инструментам. Внедрите мониторинг и контроль за выполнением процессов.
Шаг 6: Оценка результатов.
Проведите оценку эффективности внедренных улучшений с участием заинтересованных сторон. Сравните ключевые показатели до и после внедрения изменений. Сформулируйте выводы и рекомендации для дальнейшего совершенствования системы онбординга.
Почему для аудита я настаиваю на привлечение консалтинга и почему внешние консультанты эффективнее внутренних служб при проведении аудита процессов?
В целом, внешние консультанты могут принести ценное дополнение к внутренним службам, предоставляя независимый взгляд, инновационные идеи и объективную оценку, что может улучшить эффективность аудита в компании.
Отдельно хотелось бы отметить важность "Welcome" тренинга. Многие считают его оставление и проведение бессмысленной тратой времени, но это тот инструмент адаптации, с которого начинается информационное погружение новичка. Каким он должен быть? Качественный Welcome должен быть детальным и информативным для нового сотрудника, чтобы помочь ему освоиться в компании.
Из чего состоит Welcome тренинг?
Еще один камень преткновения и проблемный участок адаптации - это низкая вовлеченность непосредственных руководителей новых сотрудников в данный процесс.
Как их мотивировать? Вот пара способов мотивировать руководителей подразделений к активному участию:
Страшный сон руководства – это текучесть персонала, и если не говорить про массовые позиции, где независимо от инструментов данного процесса процент увольнений будет, как правило, стабильно высоким, то бесконечная карусель специалистов, мидл и ТОП менеджмента обходится компании дорого.
И еще дороже обходятся репутационные потери, потому что нет ничего более демотивирующего чем одна и та же вакансия, открываемая компанией на регулярной основе и отзывы уволившихся, например: «никто не передал дела», «бросили как котенка в воду – выплывешь или нет», «где брать регламенты непонятно, у кого спросить данные – тоже», «только через полгода я узнал, как выглядит структура компании».
Такие вопросы в большинстве цивилизованных компаний с простроенными процессами и регулярной обратной связью решаются задолго до их возникновения на стадии адаптации.
Мы можем вам предложить
Подбор руководителей высшего звена
При закрытии вакансий ключевых специалистов на ТОП-позиции используем Еxecutive Search — наиболее эффективную технологию поиска кандидатов.
ПОДРОБНЕЕМеждународный и региональный подбор персонала
Владеем инструментами поиска и подбора персонала в разных регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья.
ПОДРОБНЕЕПодбор уникальных и редких специалистов
В своих технологиях мы используем Хедхантинг (HeadHunting) — переманиваем нужного сотрудника из конкретной компании.
ПОДРОБНЕЕПодбор It-специалистов
IT-рынок постоянно меняется и отличается растущим кадровым спросом. Наша команда использует самые современные технологии и инструменты подбора специалистов ИТ.
ПОДРОБНЕЕНАВЕРХ